По данному вопросу дискуссии идут на протяжении 30 лет, и система пока не может выбрать оптимальное решение, сталкиваясь на критику и сопротивление общественности, что вполне объяснимо, так как данный вопрос является сильным раздражающим фактором для населения, политиков и СМИ.

         Главной причиной неудач попыток внедрения со-оплаты является неверная интерпретация и неправильная подача информации со стороны уполномоченного органа.

         Во-первых, со-оплата не является дополнительным источником финансирования, так как доля этих платежей мизерна во всех странах, поэтому ожидать существенных поступлений нельзя.

         Во-вторых, со-оплата не является сдерживающим фактором излишнего потребления медуслуг, о чём убедились все страны, внедрившие эту систему, и потом отказались.

         В-третьих, высокая доля карманных расходов населения не всегда означает недоступность медицинской помощи, а наоборот, в ряде случаях это говорит об образованности общества и его экономическом благополучии. Поэтому внедрение со-оплаты может не снизить объём карманных платежей, а нередко привести к их увеличению, так как акцентирование вопроса и легализация чреваты более массовому распространению процесса.

         Страны, где широко внедрена со-оплата прошли путь развития от абсолютно платной медицины к страховой и в настоящее время споры между общественностью и национальными системами здравоохранения ведутся вокруг размера покрытия оказываемых услуг собранными средствами из различных источников. Имея чёткую калькуляцию цен и возможность бюджета национальные системы гарантируют гражданам покрытие от 25 до 100% стоимости услуги, при этом нельзя забывать, что все поставщики услуг являются частными организациями или же частнопрактикующими врачами, поэтому регулировать цены в такой системе сложно и вариация цен зависит от месторасположения клиники или врача, спроса населения на услуги и квалификации специалиста, который имеет право самостоятельно устанавливать размер со-оплаты (гонорар) за свой приём.

         Таким же образом устроена система со-оплаты за лекарства, выписываемые по рецепту, применение различных диагностических и лечебных процедур и так далее. Поэтому со-оплата в западных моделях здравоохранения играет совершенно другую роль, по сравнению с тем, что предлагается в нашей модели оказания медуслуг, где идет попытка перехода от абсолютно бесплатной (по закону) модели к частично платной за счёт со-оплаты.

         Бесплатная (бюджетная, социально-страховая) модель здравоохранения имеет свои недостатки, связанные с высоким уровнем потребления услуг, очередями, относительно низким уровнем качества оказываемых услуг и дефицитом средств. Это общие проблемы типичны для всех стран, имеющих такую модель, поэтому Казахстан не является исключением. Главной ошибкой страны при выборе модели стало то, что, декларируя бесплатность не были чётко определены границы «бесплатности» без чего невозможно обеспечить стабильность всей системы. А принятый гарантированный объём бесплатной медпомощи представляет собой виды оказания медицинской помощи (скорая, экстренная, плановая) или же категории населения (дети, беременные и т.д.) что не несёт в себе признаков чётких гарантий пакетов или перечней услуг, покрываемых за счёт средств бюджета и страховых взносов населения. Это и является основной причиной создавшегося положения, с дефицитом средств и растущей задолженностью фонда ОСМС перед поставщиками медуслуг.

         Исходя из этого, внедрение со-оплаты целесообразно было бы обсуждать после установления чётких перечней (ГОБМП, ОСМС) услуг, покрываемых за счёт выделенных и собранных средств, а всё, что выходит за рамки возможностей государства определить зоной покрытия за счёт ДМС, платных услуг и со-оплаты.

         Отсутствие указанных перечней услуг является благоприятной средой для подмены понятий и финансовых злоупотреблений со стороны участников рынка, когда сбор средств на ДМС осуществляется на покрываемые за счёт ОСМС медицинские услуги, позволяя тем самым оставлять эти деньги у себя, как и платные услуги оказываются по заболеваниям, гарантированным государством как бесплатные. Всё это в совокупности приводит к непониманию существующей модели и невосприятию механизмов ГОБМП и ОСМС обществом, что имеется в нынешней ситуации.

         Кроме того, требует чёткого законодательного разъяснения что входит в сферу регулирования ДМС, платных услуг и со-оплаты и чем больше население будет охвачено системами ОСМС и ДМС, тем меньше в отрасли объём платных услуг и со-оплаты.

         Обсуждаемые сегодня механизмы со-оплаты за оригинальные лекарственные препараты, получение тех или иных медуслуг несостоятельны с политической точки зрения, так как непременно приведут к социальной напряженности и падению имиджа уполномоченного органа.

         В этой ситуации предпочтительней было начать с разработки чётких перечней услуг ГОБМП, ОСМС и ДМС, после чего обсуждать вопросы платных услуг и со-оплаты.

         По мнению международных экспертов, обществом положительно воспринимаются следующие подходы к внедрению механизма со-оплаты:

  1. За непрохождение скрининговых исследований, гарантированных государством. В таких случаях гражданин оплачивает стоимость всех диагностических услуг, оказанных при госпитализации или стоимость первого дня в стационаре и т.д.
  2. За отказ от вакцинации. В таких случаях родители оплачивают также полную или частичную стоимость услуг, оказанных ребенку в стационаре или поликлинике, связанных с отказом.
  3. Не соблюдение рекомендаций врача. В таких случаях пациент частично или полностью лишается права на бесплатное или льготное обеспечение лекарствами.
  4. Наличие вредных привычек. В таких случаях идёт удорожание стоимости страховки или пациент частично или полностью покрывает стоимость лекарственных средств и ряда других услуг за счёт собственных средств и т.д.
  5. Легализация теневых платежей врачам. Различные способы поощрения врачей существуют во всех моделях и поэтому система со-оплаты наиболее квалифицированным, пользующимся спросом специалистам широко внедрена во многих странах, путём лицензирования и установления серьезных требований к ним. Поэтому достижение такого уровня квалификации считается признанием компетенций специалиста, а не только возможностью дополнительного заработка.
  6. Фиксированные платежи за рецепт или фармуслугу. Обычно размер этого платежа строго контролируется государством, и он покрывает различные расходы аптек. Однако, это не разница между оригинальным лекарством и дженериком, как часто озвучивается у нас. Даже среди дженериков устанавливается минимальная цена, которая покрывается за счёт средств ГОБМП или ОСМС, где разницу оплачивает сам пациент в некоторых моделях. Однако, важно понимать, что во всех моделях АЛО лекарственное обеспечение идёт через аптечную сеть, а не через Единого дистрибьютера.

     Таким образом, на сегодняшний день со-оплата больше используется как механизм установления солидарной ответственности гражданина за охрану здоровья и это более применимо для нашей системы при принятии решения о скором её внедрении.

       С целью получения обратной связи по вопросам лекарственного обеспечения в 2023 году, ННЦРЗ имени Салидат Каирбековой МЗ РК провел анкетирование  посредством платформы «SurveyMonkey» с использованием разработанных для каждой категории респондентов анкет.

       Анкеты были разработаны с учетом международного опыта по каждой нозологии, в том числе опросника удовлетворенности лечением диабета «Diabetes Treatment Satisfaction Questionnaire» и опросника удовлетворенности лечением лекарственными средствами «SATMED-Q» у лиц с АГ. 

      Для каждой категории пациентов и медицинских работников анкеты состояли из 15-20 вопросов с вариантами ответов и открытых вопросов для получения обратной связи и предложений для улучшения системы АЛО.

      Анкетирование носило анонимный характер; определялась только территориальная принадлежность респондента.

      Таким образом, всего в онлайн-опросе приняли участие 27 730 человек из 17 регионов РК и городов Астана, Алматы и Шымкент.

      Тут необходимо отметить, что анкеты для детей до 18 лет заполнялись от лица их родителей или опекунов.

      Рассмотрим всех опрошенных по отдельности.

      От общего количества опрошенных пациентов (14 914) наибольшее количество составили пациенты с АГ – 53,3% (7 947), из которых - 79,4% женщин, 20,6% мужчин. Большая часть участников опроса оказалась в возрастной категории от 41 до 60 лет (48,22%), 37,44% - старше 60 лет  и 14,35% в возрасте до 40 лет.

      Анкетированием среди взрослых пациентов с СД было охвачено 4 922 респондентов, что составило 33% от общего количества опрошенных пациентов. В процентном соотношении женщин (72,9%)  больше, чем мужчин (27,1%). Возрастные группы респондентов распределились следующим образом: до 40 лет - 19,28 %, от 41 до 60 лет – 45,17%, старше 60 лет – 35,55%.

      В анкетировании респондентов с СД у детей приняли участие 1 397 человек. Из числа опрошенных респондентов, большее количество составили девочки – 59,06%, а меньшую часть мальчики – 40,08%. При этом, большее количество пациентов были в возрастной категории – 12-18 лет (45,38%), далее 6-11 лет – 36,8% и в возрасте до 5 лет – 15,46%.

      Следующая по охвату категория респондентов – дети с ЮРА, где выборка составила 648 человек, из которых 62,6% - девочки. Наибольшее количество пациентов оказалось в возрасте 12-18 лет (41%), далее в возрасте 6-11 лет (35%) и дети до 5 лет составили 24%.

       По результатам опроса среди взрослых пациентов с СД - 73% опрошенных респондентов ответили, что получают лекарства бесплатно в полной мере, при этом 11% получают, но не в полной мере. 12% респондентов ответили, что не получают лекарства, а 4% от всех респондентов пропустили данный вопрос.

      Необходимо отметить, что 66,88% респондентов – это пациенты с СД II типа, тогда как 17,92% - пациенты с СД I типа.

      Вместе с тем, 69,91% респондентов отметили, что лекарства постоянно присутствуют в аптеке. В свою очередь, 20,25% отметили, что лекарства периодически отсутствуют в аптеке и 2,74% пациентов ответили, что лекарства постоянно отсутствуют.

      7,1% респондента пропустили данный вопрос.

 Результаты опроса о наличии в аптеке выписанных бесплатных лекарственных средств, назначенных для лечения СД

 

       Таким образом, взрослые пациенты с СД оценили текущую систему АЛО следующим образом: 35,8% – «Хорошо»; 25,35% – «Отлично»; 24,86% – «Удовлетворительно»; 5,2 % – «Затрудняюсь ответить»; 3,9% – «Неудовлетворительно»; 1,09% (53) – «Другое», 3,8% (187) – пропустили.

       

Результат оценки системы АЛО

       Анализ анкетирования респондентов с СД у детей показал, что 82,25% опрошенных респондентов с СД у детей получают лекарства бесплатно, при этом 10,02% сообщили, что не получают бесплатные лекарства.

       Из количества опрошенных респондентов, которые не получают лекарства были отмечены следующие причины:

  • 15,51% – не знали о возможности получения;
  • 11,36% - имели желание купить другой препарат (другого определенного производителя);
  • 7,2% - лекарственное средство отсутствовало в аптеке поликлиники:
  • 6,65% - участковый врач рекомендовал другие лекарственные препараты;
  • 4,71% - участковый врач не выписал рецепт;
  • 54,57% – другое.

      Среди варианта «Другое» чаще всего была отмечена нехватка бесплатных лекарств и медицинских изделий, в том числе тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови.

      Вместе с тем, на вопрос «Приходилось ли Вам покупать за счет своих средств лекарственные препараты из-за отсутствия бесплатных лекарственных средств в аптеке?» 46,1% – ответили «Нет», 37,66% - «Иногда» покупали лекарства, 5,94% - «Практически всегда», 10,3% пропустили данный вопрос.

      

Наличие ЛС в аптеках по результатам опроса

 

        При этом, 59,27% респондентов отметили, что лекарства постоянно присутствуют в аптеке. В свою очередь, 26,63% отметили,  что лекарства периодически отсутствуют в аптеке и 2,43% ответили, что лекарства постоянно отсутствуют. 163 респондента пропустили данный вопрос.

        На вопрос «Как часто у Вашего ребенка наблюдаются симптомы гипогликемии/гипергликемии (понижения/повышения уровня сахара в крови)?» получены следующие ответы: 52,3% - один раз в неделю; 9,7% - один раз в месяц; 10,3% - один раз в полгода.

       

Частота симптомов гипогликемии/гипергликемии

        При этом, 92,57% опрошенных пациентов соблюдают рекомендованную дозировку и регулярность приема бесплатных лекарств, назначенных для лечения СД. 59,26% респондентов ответили, что их ребенок соблюдает режим питания (в том числе в саду и школе) и 23,23% отметили, что не всегда получается соблюдать предписанный режим питания.

        Таким образом, результаты анкетирования показали, что 81,96% опрошенных респондентов, в целом, удовлетворены АЛО детей c СД. При этом так же, как и взрослые пациенты, большее количество детей с СД (68,72%) ежегодно поступают в стационар для его лечения.

        Анкетирование пациентов с АГ показало, что 82% пациентов получают лекарства бесплатно в полной мере и 18% не получают лекарства бесплатно.

       На вопрос «Всегда ли присутствуют в аптеке выписанные бесплатные лекарственные средства, назначенные для лечения АГ?» респонденты ответили следующим образом:

  • 69,4 % отметили, что лекарства всегда присутствуют в аптеке;
  • 20,33% отметили, что лекарства периодически отсутствуют в аптеке;
  • 310 пациентов заявили, что лекарства постоянно отсутствуют;
  • 506 респондента пропустили данный вопрос.

Результаты опроса о наличии в аптеке выписанных бесплатных лекарственных средств, назначенных для лечения АГ

 

         Также, по данным анкетирования, у 30,97 % пациентов с АГ давление повышается каждую неделю.

         Вместе с тем, большинство респондентов (7 130) отметили, что не имеют вредных привычек, таких как курение, употребление спиртных напитков и неправильное питание. Количество респондентов с вредными привычками, которые могут оказывать влияние на артериальное давление, составило 578.

         Кроме того, 46,8% респондентов имеют повышенный вес, что также может негативно влиять на артериальное давление.

         Таким образом, 84,64% опрошенных пациентов удовлетворены действующей системой АЛО в рамках АГ. При этом, практически 42,46% пациентов поступают в стационар для лечения АГ.

         Что касается пациентов с ЮРА, то 69,06% опрошенных респондентов получают бесплатные лекарства для лечения, а 30,94% - не получают.

         Большинство пациентов с ЮРА отметили, что у них нет вредных привычек, которые влияют на артериальное давление.

          В целом, 91,94% опрошенных респондентов с ЮРА у детей удовлетворены действующей системой АЛО по лечению ювенильного артрита.

         Подавляющая часть опрошенных - 70,04% (8 652) - считает, что все пациенты, имеющие право на получение бесплатных лекарственных препаратов, обеспечиваются в полной мере.

         При этом 15,81% утверждают, что в связи с нехваткой лекарств, не все пациенты достаточно обеспечиваются лекарственными средствами.

         Остальные 14,15% отметили вариант «Есть пациенты, отказавшиеся от льготных лекарств».

         Также в оценке обеспеченности ЛС в медицинских организациях приняли участие 363 респондента.

         По итогам оценки системы бесплатного ЛО в своей организации от 1 до 5 баллов результат распределился таким образом:

  • На 5 баллов оценили 216 или 60,67% опрошенных;
  • На 4 балла 104 или 29,21%;
  • На 3 балла 31 или 8,71%;
  • На 2 балла 2 или 0,56%;
  • На 1 балл 3 или 0,84%.

        Полученные данные показывают достаточно высокий уровень удовлетворенности и приверженности пациентов лечению и лекарственной терапии в разрезе всех категорий респондентов.

        Это свидетельствует о том, что большая часть пациентов получает бесплатные лекарственные средства в рамках АЛО.

        Так, 91,94% пациентов с ЮРА, 86% взрослых пациентов с СД, 84,64% пациентов с АГ и 81,96% респондентов с СД у детей удовлетворены текущим амбулаторным лекарственным обеспечением.  

        Вместе с тем, в ходе анализа пациенты указали, что имеются проблемы с получением бесплатных лекарств сельским населением, постоянной необходимостью приезжать в районный центр и город для их получения, а также проблемы с отсутствием лекарственных средств в начале и в конце календарного года.

 

Условные обозначения:

СД – сахарный диабет

АГ – артериальная гипертония и т.д.

      Финансовые вложения в здравоохранение являются необходимыми для обеспечения долгосрочного здоровья и процветания нации. Это инвестиции, которые оправдываются повышением продолжительности жизни, снижением заболеваемости и улучшением качества жизни всех граждан. Ежегодно появляются десятки новых лекарственных средств. При таком обилии информации зачастую сложно сделать правильный выбор не только обывателю, но и даже врачу. Именно эту проблему был призван решить Казахстанский национальный лекарственный формуляр (КНФ), созданный в конце 2015 года в рамках стратегического партнерства Правительства Республики Казахстан и Всемирного Банка согласно Компоненту Е «Реформа фармацевтической политики» Проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан».

      По сути, лекарственный формуляр — это перечень оптимальных для применения в клинической практике лекарственных препаратов, согласованный ведущими в стране специалистами по направлениям клинической медицины и уполномоченными органами в области здравоохранения. Кроме того, он также является одним из важных аспектов в обеспечении доступности лекарственных средств населению, которые считаются необходимыми и эффективными для лечения наиболее распространённых заболеваний, а также способствует контролю качества и безопасности лекарств, исключая низкокачественные или недостаточно испытанные препараты. Это гарантирует, что пациенты получат необходимые лекарства без долгих ожиданий и неоправданных финансовых затрат.

      При разработке КНФ использовался передовой мировой опыт ведения фармакотерапии. Его регулярное обновление позволяет получать медицинским работникам данные о препаратах, о практике их использования, постоянно повышать квалификацию и совершенствовать знания в области рациональной фармакотерапии.

      К созданию КНФ наряду с отечественными специалистами были привлечены опытные клинические фармакологи из Европы и Новой Зеландии. По единогласному мнению, отечественных и зарубежных специалистов, КНФ — это уникальный проект, который позволяет обеспечить рациональное использование лекарственных средств и, одновременно, экономить бюджетные средства за счёт максимально эффективного, рационального закупа лекарственных средств.

      Таким образом, Казахстан стал первой страной в СНГ, создавшей подобный информационный ресурс.

      На сегодня КНФ является перечнем лекарственных средств с доказанной клинической безопасностью и эффективностью, а также орфанных (редких) лекарственных препаратов. Для оптимизации работы врачей с мая 2016 года функционирует сайт КНФ - www.knf.kz. На данном интернет-ресурсе размещаются монографии лекарственных средств, представленных в перечне КНФ.

      КНФ является обязательной основой для разработки лекарственных формуляров медицинских организаций и формирования списков закупа лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования.

      КНФ разрабатывается на основе фармакотерапевтической и (или) анатомо-терапевтической классификации лекарственных средств (АТХ), сформирован под международным непатентованным наименованием лекарственного средства с указанием каждого торгового наименования лекарственного средства, зарегистрированного на территории Республики Казахстан. Данный перечень лекарственных средств, утверждается приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан.

      Сайт КНФ является бесплатным ресурсом, который позволяет докторам быть информированными обо всех современных и актуальных тенденциях о лекарствах. Структура сайта КНФ построена по системе АТХ классификации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Все необходимые данные о препарате в виде монографий размещены на одной странице. Национальный формуляр доступен не только для врачей, но и для широких слоёв населения в онлайн-режиме на сайте www.knf.kz на государственном и русском языках.

      С помощью поискового окна можно найти монографию на лекарственный препарат, которая содержит международное непатентованное наименование, способы применения и дозировки, меры предосторожности, противопоказания, лекарственные взаимодействия, применение при почечной и печеночной недостаточности, заметки относительно применения препарата при беременности и в период кормления грудью, а также побочные реакции.

      Монографии имеют ссылки на источник в базе данных ВОЗ. Описание группы классов лекарственных препаратов предоставляют дополнительную информацию пользователям об общем понятии принадлежности препарата к классу фармакологии, и важные различия между лекарственными препаратами внутри класса. Вы можете доверять КНФ для принятия решений, как источнику информации с доказательной медицинской базой о лекарственных средствах в Республике Казахстан.

Значение КНФ для клиницистов:

  • общедоступный ресурс для врачей и выполняет роль справочника по лекарственным средствам и фармакотерапии на основе доказательной медицины;
  • фармакотерапевтическое руководство по преимущественному выбору методов лечения;
  • образовательное руководство, обеспечивающее повышение квалификации в области клинической фармакологии;
  • руководство, обеспечивающее интеграцию привычной клинической практики Казахстана в лучшую международную практику.

 

Значение КНФ для населения:

  • выполняет роль ориентира в лекарственном обеспечении;
  • выполняет роль руководства по вовлечению гражданского общества в процесс контроля рационального использования лекарственных средств;
  • выполняет роль связующего звена в процессе лечения и способствует созданию партнерских отношений «врач-пациент»;
  • как справочник, гармонизированный с лучшими международно-признанными образцами информации о лекарствах;
  • повышает общий уровень образованности общества и способствует адаптации казахстанцев к привычной клинической практике за рубежом.

     Национальный лекарственный формуляр Казахстана создан не только для того, чтобы обеспечить новый ресурс знаний, но и укрепить всю формулярную систему, а также содействовать рациональному использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью.

  О медицинских работниках Казахстана в цифрах

      Проведенный Национальным научным центром развития здравоохранения им. С. Каирбековой анализ показал, что кадровый состав врачей и медицинских сестер республики выглядит следующим образом.

      В системе здравоохранения с учетом всех ведомств трудится 277 144 медицинских работника, из которых: врачи составляют – 81 285 человек, средний медицинский персонал – 190 644 человек, медсестры с высшим медицинским образованием – 5215 человек.

      Среди врачей удельный вес женщин достигает 70%, что означает, что от общего количества специалистов (79261 чел.) женщины составляет 55590 человек.

      Среди средних медицинских работников (СМР) удельный вес женщин намного выше и составляет 86%. При этом доля женщин варьируется в зависимости от специализации, типа занятий и региона

      Необходимо отметить, что среди врачебного персонала наименьшее количество находится в возрастной категории 20-24 (907 чел.), что связано с длительным сроком подготовки врача.

      Например, врачи общей практики с уровнем подготовки интернатура в среднем завершают обучение к 24 годам.

      Средний возраст врача в республике составляет 43 года, что указывает на то, что многие врачи в стране уже имеют достаточный опыт работы и клиническую практику.

      В отношении СМР картина совершенно другая: наименьшее количество специалистов среди возрастной категории 65 и старше (869 чел.). скорей всего это связано с тем, что работа СМР часто требует повышенной физической выносливости и энергии. Работники в пенсионном возрасте могут испытывать трудности в выполнении физических задач, связанных с работой, таких как подъем и перемещение пациентов, а также длительными рабочими часами и высоким уровнем стресса.

      Средний возраст СМР в стране, равный 41 году, указывает на то, что в профессию активно привлекаются молодые специалисты, что является положительным знаком.

      Доля врачей пенсионного возраста по стране зафиксирован на уровне 12%, а средний уровень удельного веса пенсионеров СМР в общей численности среднего медицинского персонала по Казахстану составляет 9%.

      В разрезе специальностей наибольшее количество врачей пенсионного возраста отмечается среди терапевтов – 878 работников в возрасте от 60 лет и старше, на втором месте врачи ВОП – 537 человек, далее педиатры – 518 чел. Завершают десятку анестезиологи-реаниматологи в количестве 174 человек.

 

            Какие выводы следуют из приведенных данных?

         В Казахстанской медицине традиционно работают больше женщин чем мужчин, и эта тенденция сохраняется на протяжении многих лет.

         Терапевтический профиль и средний медицинский персонал представлен преимущественно женским полом, тогда хирургические профессии больше характерны для мужчин.

         Средний возраст врачей и медицинских сестер составляет 41-43 года, что является благоприятным фактором и говорит о наличии кадрового потенциала.

         Вместе с тем, доля врачей предпенсионного возраста среди врачей выше у представителей терапевтического профиля, что может указывать на кадровую нестабильность представителей хирургических профессий и особенно врачей-реаниматологов. Высокая степень психоэмоциональной нагрузки возможно заставляет данную категорию специалистов искать более «спокойные» места в предпенсионном возрасте, как и медицинских сестер, у которых особенно выражена тенденция ухода в другие сектора медицины.

         Отдельного изучения требует распространение заболеваемости, инвалидизации и смертности среди медицинских работников, что станет следующим этапом нашего изучения, для выработки предложений по созданию благоприятных условий для профессиональной деятельности врачей и медицинских сестер. Потому что без этого динамичное развитие медицины невозможно.

         Берегите себя и хороших врачей, а также медицинских сестер!

      Клинический протокол диагностики и лечения – это инструкции для оптимального и эффективного лечения пациентов с определенными заболеваниями или состояниями. Они содержат подробные рекомендации по диагностике, лечению, наблюдению и реабилитации пациентов, основанные на современных научных и клинических данных.

      Основной целью клинических протоколов является улучшение качества медицинской помощи, стандартизация процессов лечения и снижение риска ошибок и неоправданных расходов. Благодаря их использованию врачи имеют возможность быстро и эффективно принимать решения о лечении, следуя утвержденным стандартам и рекомендациям.

      Клинические протоколы разрабатываются на основе международных клинических рекомендаций, результатов клинических исследований, лучших практик, а также учитывают индивидуальные особенности пациента. Они обновляются и корректируются с учетом новых научных данных и технологий, что позволяет соответствовать самым современным стандартам медицинской практики.

      Применение клинических протоколов лечения имеет множество преимуществ.

      Во-первых, они способствуют повышению эффективности лечения, улучшению прогноза заболевания и снижению риска осложнений.

      Во-вторых, они позволяют улучшить взаимодействие между врачами и обеспечить практику медицинской помощи при переходе от одного специалиста к другому.

      В-третьих, они способствуют экономии времени и ресурсов, так как позволяют избежать излишних обследований и назначений.

      И наконец, они являются основой для расчёта тарифов и определения стоимости медицинской услуги, без чего невозможно реализовать оплату услуг медицинских организаций.

      На сегодняшний день в Казахстане существует 4 вида клинических протоколов в зависимости от объема и сложности:

      1) клинический протокол диагностики и лечения;

      2) клинический протокол медицинского вмешательства;

      3) клинический протокол медицинской реабилитации;

      4) клинический протокол паллиативной помощи.

      За период 2013 - 2024 гг. было разработано/пересмотрено и одобрено более 1000 клинических протоколов по наиболее широко распространенным заболеваниям и состояниям, приводящим к высокому уровню заболеваемости и смертности.

      Отметим, что с 2016 года клинические протоколы внедряются как в практическое здравоохранение, так и в образовательный процесс.

      Клинические протоколы применяются медицинскими организациями по всей Республики на всех этапах оказания медицинской помощи.

      Важно отметить значимость работы нашего Центра, который занимается методологическим сопровождением и экспертной оценкой разработанных или пересмотренных проектов клинических протоколов. Эта деятельность играет ключевую роль в обеспечении высокого качества клинических протоколов и, соответственно, в повышении качества медицинской помощи.

      Вместе с тем мы понимаем, что на сегодняшний день существуют около 15 000 официально зарегистрированных диагнозов и разработать КП к каждому из них и тем более их вариантам сочетания – невозможно. И поэтому все мировые системы здравоохранения продолжают работать над оптимальным решением этого вопроса.

      Вполне очевидно, что нам в ближайшей перспективе необходимо сделать упор на разработку клинических руководств, совершенствование стандартов оказания медицинской помощи.

      Работа в этом направлении продолжается и конечно же наши КП должны быть гармонизированы с лучшими и эффективными международными клиническими протоколами. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, он требует изменения менталитета не только населения, но и практикующих врачей, для чего необходимо время.

      

       Здравоохранение — это одна из немногих областей, находящихся в состоянии перманентного развития, где технологические инновации имеют решающую роль в улучшении качества жизни и обеспечении более эффективное предоставление медицинских услуг.

       Однако, внедрение новых технологий в медицине требует особого внимания к оценке их влияния на пациентов, медицинские учреждения и общественное здравоохранение в целом.

       Бюджет здравоохранения ограничен во всех странах мира. Инвестиции в новую технологию иногда означают сокращение или прекращение финансирования другой услуги. В этих условиях важно, чтобы процесс выбора был основан на точных и надежных доказательствах, предоставление которых и является основной задачей.

      Оценка технологий в здравоохранении (ОТЗ) — это процесс систематического сбора, анализа и трактовки данных о том, как новые и существующие технологии могут влиять на здоровье и благополучие пациентов, эффективность и экономическую целесообразность медицинских услуг. Этот процесс включает в себя не только оценку клинических испытаний и исследований, но и оценку социальных, экономических и этических аспектов использования технологий.

      В нашей стране ОТЗ подлежат новые методы диагностики, лечения и медицинской реабилитации, внедряемые в медицинских организациях Казахстана, а также медицинские технологии, требующие оценки: устаревшие, дорогие или вызывающие сомнения методы диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

      Целью проведения ОТЗ является защита прав пациента на получение безопасных медицинских услуг и предоставление информации для лиц, ответственных за принятие решения. ОТЗ осуществляется по медицинским технологиям, зарегистрированным на территории Республики Казахстан (далее - РК) в установленном законодательством порядке или их комбинации. Также в процесс ОТЗ может быть включен процесс менеджмента оказания медицинской услуги или ряда медицинских услуг.

      Основными задачами ОТЗ является проведение доказательной оценки технологии, подготовка отчетов и экспертных заключений, а также выработка рекомендаций для уполномоченного органа в области здравоохранения.

       Также проводится мониторинг и пересмотр существующих технологий, для обеспечения их соответствия потребностям здравоохранения и рационального использования бюджетных средств. ОТЗ проводится на основании заявок от различных медицинских организаций, включая уполномоченные органы.

       ОТЗ проводится Национальным научным центром развития здравоохранения имени С. Каирбековой, которая разрабатывает руководящие принципы проведения ОТЗ с целью обеспечения проведения своевременных, надежных, последовательных и соответствующих потребностям лиц, принимающих решения в сфере здравоохранения, и других ключевых заинтересованных сторон.

       Оценка производится на основании методических рекомендаций по оценке эффективности и полезности при проведении фармакоэкономического анализа и оценки технологий здравоохранения, где рассмотрены вопросы совершенствования процессов оценки медицинской технологий, эффективности использования результатов ОТЗ в медицинской практике менеджерами здравоохранения. Методология имеет практическую направленность и предназначена для дальнейшего развития системы ОТЗ и внедрения ее результатов в Республике Казахстан.

        Говоря проще, любая новая технология, придуманная в стране или завезенная из вне обязательно должна проходить систему оценки на качество, безопасность для пациента и главное – обеспечить эффективность. Это особенно важно в нынешней ситуации, когда благодаря интернету и социальным сетям все новшества в медицине становятся доступными всем в кратчайшие сроки. И на этом фоне всегда появляются сомнительные игроки с сомнительными технологиями. Без должной оценки и экспертизы широкое распространение таких технологий чреваты тяжелейшими и непредсказуемыми последствиями.

        В заключение отметим, что ОТЗ является важным этапом перед внедрением новых решений в медицинскую практику. Она способствует обеспечению безопасности и эффективности технологий, их соответствию нормам и ожиданиям общества, а также способности улучшать качество жизни пациентов. Внимательная и комплексная оценка обеспечивает успешное интегрирование инноваций в здравоохранение, делая его более доступным и эффективным для всех.

 

Подкатегории

Поиск