Развитие сестринского дела

Тенденции развития сестринского дела значительно усиливают роль медицинской сестры в системе здравоохранения. Современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации.

Вхождение Казахстана в Болонский процесс диктует необходимость приведения образования, профессиональных стандартов, квалификаций и должностных позиций в соответствие с Европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу.

Для Казахстана развитие системы сестринского дела означает его развитие на всех уровнях образования, контроль качества образования на уровне международных стандартов, внедрение в практику института специалистов сестринского дела с разными должностными позициями соответственно уровню образования.

 

В рамках Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы предусмотрена модернизация системы сестринского образования, повышение роли  медицинских сестер, поэтапное расширение компетенций среднего медицинского персонала параллельно с изменением стандартов их образования и переподготовки.

В настоящее время специалисты сестринского дела проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

 

В Республике существует потребность в подготовке медсестер с уровнем академического и прикладного бакалавра, а также магистратуры и докторантуры PhD в будущем. Национальная цель, предусматривающая наличие к 2030 году медсестер расширенной практики с уровнем прикладного бакалавриата по сестринскому делу, составляет более 40 000 человек, что составляет 39,85% доли прикладных бакалавров в общем сестринском персонале (бенчмаркинг-в США - 37,2%, в Европейских странах – 46,8%).

Подготовку прикладных бакалавров могут осуществлять только Высшие медицинские колледжи. 19 колледжей в Республике имеют статус Высших, 11 получили положительную оценку решением комиссии по оценке. В настоящее время подготовку прикладных бакалавров осуществляют 16 Высших колледжей (14 государственных, 2 частных). Выпуск 6 пилотных высших медицинских колледжей в феврале 2018 года составил 308 человек, из них в настоящее время трудоустроены  90%. В 2019 году выпуск составил – 80 чел. В 2020 году ожидается выпуск более 1200 чел.

 

В 2018 году введен в действие Приказ Министра здравоохранения РК от 19 декабря 2018 года № ҚР ДСМ – 43, зарегистрированный в МЮ РК 26 декабря 2018 года №18043 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства здравоохранения РК». В соответствии с приказом предложено: внедрение отдельной должности «медицинской сестры расширенной практики» для прикладных и академических бакалавров сестринского дела в номенклатуру должностей работников здравоохранения (изменения в приказ МЗ РК №775); изменения в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК №791), изменения в Реестр должностей гражданских служащих в некоторых сферах системы здравоохранения (приказ МЗСР №1043).

Введен в действие Приказ Министра здравоохранения РК №419 от 4 июля 2018 года «О внедрении пилотного проекта по внедрению новой модели сестринской службы в организациях здравоохранения» (регламентирующий внедрение новой модели сестринской службы в пилотных медицинских организациях). Актуализирована Дорожная карта по внедрению новой модели сестринской службы в организациях практического здравоохранения – клинических базах 7 Высших медицинских колледжей на 2018-2019 годы.

 

На базе 31 медицинской организации Республики успешно реализуется проект по разработке и внедрению новой модели сестринской службы, в соответствии с надлежащей мировой сестринской практикой.

В рамках проекта определены: области и объем независимой профессиональной практики медсестер новой формации, концептуальные модели организации сестринской службы в медицинских организациях (первичная сестринская и командная), предложена типовая  организационная  структура медицинских организации, на  основе мировых практик управления сестринской службой, определены потребности и введение в штатное расписание должности клинических медсестер-бакалавров с учетом области и объема профессиональной практики.

 

Разработаны методические рекомендации по внедрению:

в образовательные программы колледжей информационных модулей ЮНИСЭФ по универсально-прогрессивной модели патронажной службы.

Методические рекомендации включают: рекомендации по эффективному использованию информационных модулей ЮНИСЕФ при разработке и реализации образовательной программы; рекомендации по включению информационных модулей ЮНИСЕФ по УПМПС в образовательную программу прикладного бакалавриата по сестринскому делу (3,6 и 1,6 лет обучения); рекомендации по включению информационных модулей ЮНИСЕФ по УПМПС в образовательную программу ТиПО по специальности «Сестринское дело»;

- УПМПС в организациях ПМСП.

Методические рекомендации основаны на опыте работы национальных экспертов Детского фонда ООН (ЮНИСЭФ), сопровождающих в 2016-2018 годы пилотный проект по внедрению универсальной прогрессивной модели патронажного обслуживания беременных женщин и детей раннего возраста в Кызылординской области.


В рамках проекта в сотрудничестве с ЮНИСЭФ обучены сотрудники патронажной службы организации ПМСП по универсально-прогрессивной модели патронажной службы (УПМПС). Подготовлены кураторы (старшие медсестры, ВОП, зав.отделениями, зам.главврача) для мониторинга эффективности качества работы патронажной службы. Осуществляется внедрение новой модели сестринской службы в приемном покое и клинических отделениях стационаров и ПМСП. Разработаны внутренние стандарты операционных процедур (СОП) по расширенным и делегированным функциям медсестер разных уровней образования. Начата работа над интеграцией деятельности медсестер - прикладных бакалавров в программы управления заболеваниями (ПУЗ) и патронажную службу. Сформированы пилотные сферы внедрения расширенного функционала прикладных бакалавров в стационарах и организациях ПМСП.


Утвержденные Методические рекомендации:

 

В образовательные программы колледжей информационных модулей ЮНИСЭФ по универсально-прогрессивной модели патронажной службы;

УПМПС в организациях ПМСП;

- Руководство по клинической практике студентов прикладного и академического бакалавриата по специальности "Сестринское дело" в Казахстане;

      – Рабочая учебная "Программа подготовки менторов" для реализации образовательной программы академического и прикладного бакалавриата по специальности "Сестринское дело" - первая неделя;

      – Рабочая учебная "Программа подготовки менторов" для реализации образовательной программы академического и прикладного бакалавриата по специальности "Сестринское дело" - вторая неделя.

 

 

Протокол Экспертного совета №30 от 17 июня 2019 года;

Руководство для высших медицинских колледжей по реализации образовательной программы прикладного бакалавриата;

      – Рецензия Абдрахмановой А.О. на рабочую учебную программу по подготовке менторов для студентов прикладного бакалавриата по специальности "Сестринское дело";

      – Рецензия Букеевой Ж.К. на рабочую учебную программу по подготовке менторов для студентов прикладного бакалавриата по специальности "Сестринское дело".

 

Поиск