В Казахстане не хватает более 4 тысяч врачей. Государственное планирование подготовки кадров для системы здравоохранения позволяет рационально и обоснованно использовать бюджетные средства на подготовку будущих специалистов для отрасли. Эффективность и достоверность государственного планирования кадров напрямую зависит от наличия объективной информации о текущей кадровой обеспеченности и будущей потребности.
Безусловно, казахстанское здравоохранение нуждается в квалифицированных кадрах по широкому спектру специальностей и специализаций. На сегодня дефицит врачебных кадров в Казахстане составляет более 4 тысяч специалистов. В основном не хватает:
анестезиологов-реаниматологов;
терапевтов;
врачей общей практики;
акушеров-гинекологов;
врачей-лаборантов;
инфекционистов.
Также наблюдается дефицит среднего медицинского персонала – 8 583 медсестры.
Основная причина дефицита кадров – это текучка, несовершенство системы оплаты труда, низкая мотивация, правовая незащищённость, недостаточная соцподдержка медицинских работников. Специалисты уходят из медицинских организаций, из отрасли из-за отсутствия возможностей для профессионального роста и дальнейшего развития.
Миграция работников здравоохранения приводит к дисбалансу врачей и медицинских сестёр в разрезе регионов, а также между городом и селом. Студенты вузов не стремятся в малые города и сёла, ищут работу в больших городах, где возможностей для развития больше. Врачи долго не задерживаются в сёлах, уезжают в город.
Важно ввести систему страхования профессиональной ответственности
Что делать, чтобы предотвратить отток кадров? Я считаю, что в первую очередь нужно поднять статус врача и имидж медицинского работника, увеличить зарплату. Также за счёт социальной поддержки и гарантий медикам (прежде всего для молодых специалистов – выпускников вузов и колледжей) необходимо предлагать хорошие условия для проживания и подъёмные (для покупки или аренды жилья), что будет способствовать закреплению медицинских работников на местах и снижать их отток в город и иные регионы. Для уже работающих специалистов в отрасли, например, важны условия для карьерного роста и профессионального развития.
Необходимо понимать, что качество и эффективность оказания медицинской помощи не зависит только лишь от наличия медицинских работников и их компетенций. Важными факторами также являются финансирование отрасли, спектр используемых медицинских технологий, способов и методов лечения.
В этой связи Президентом была поставлена задача увеличить расходы государства на здравоохранение с текущего года до 5% ВВП. Это существенный шаг. Очень надеемся, что в ближайшие годы объём расходов государства увеличится до уровня, принятого в развитых странах. Важно также обеспечить защиту медицинских работников и в части введения ответственности к лицам, которые применяют насильственные действия в отношении медиков, и в части введения системы страхования профессиональной ответственности.
Медработник не должен нести ответственность за неблагоприятный исход от своих действий, если они не были связаны с халатным или небрежным отношением к своим обязанностям. Не секрет, что при любом неблагоприятном или смертельном исходе принято винить врача. Зачастую целый ряд факторов (в том числе связанных с неправильным образом жизни, который вёл сам пациент) и условий, о которых врач не был осведомлён, могут привести к неблагоприятным исходам. Если неблагоприятный исход, который, по сути, можно было предотвратить, произошёл, то этот факт должен анализироваться. А медицинским работникам нужно делать выводы и извлекать уроки на будущее, чтобы не допускать подобные случаи в дальнейшем.
Медвузы должны открыть университетские больницы и клиники
Ещё один немаловажный фактор – изменение подхода в подготовке кадров. Необходимо усилить практическую составляющую в программах подготовки медицинских кадров. Нужно ужесточить требования к организациям, реализующим программы по медицинским специальностям, в части ресурсного и кадрового обеспечения.
Качество подготовки клинических кадров зависит, прежде всего, от наличия необходимой инфраструктуры клинической подготовки, то есть использования медицинских организаций в качестве баз для практической подготовки. На сегодня медицинские вузы и колледжи не имеют достаточного доступа к использованию инфраструктуры клинической подготовки. Необходимо и очень важно, чтобы все медицинские вузы имели собственные университетские больницы и клиники, на базе которых должны базироваться клинические кафедры. Здесь преподавателям и студентам должны предоставить доступ к пациентам и всему медицинскому оборудованию.
Медицинские работники – это важный ресурс отрасли здравоохранения в поддержании безопасности и здоровья граждан. Глава государства, отметив особую роль медицинских работников в жизни общества, обратил внимание на повышение их статуса, также на создание необходимых условий труда. Учитывая необходимый спрос, в стране увеличивается количество медицинских объектов, оснащённых современной техникой и оборудованием, внедряются новые технологии.
В целях улучшения кадрового обеспечения, материального стимулирования специалистов здравоохранения принимаются действенные меры, в частности по повышению статуса медработников в обществе и решению вопроса дефицита квалифицированных медицинских кадров. В рамках государственной программы развития здравоохранения на 2020-2025 годы предусмотрено увеличение зарплаты.
Также принимаются меры по созданию необходимых условий для работников государственных организаций здравоохранения. Это касается повышения уровня заработной платы, доплат и надбавок за дополнительные риски и нагрузки, усиления социальной защиты и мер поддержки работников здравоохранения, внедрения страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Важны также гарантии, предоставляемые медицинским работникам, в том числе фармацевтам, предусмотренные в новом Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения.