Экономика правит медициной

Международные эксперты посоветовали Казахстану не брать пример с Германии.

  

Школа медицины Назарбаев Университета на два дня превратилась в диалоговую площадку для 30 казахстанских и зарубежных экспертов в области экономики и медицины. Основной темой для дискуссии стали реформы финансирования здравоохранения для обеспечения всеобщего охвата населения медицинской помощью.

 

 

 

Казахстан вошел в глобальную сеть

 
Первая межстрановая конференция по партнерскому сотрудничеству, организованная совместно Министерством здравоохранения и Республиканским центром развития здравоохранения (РЦРЗ), собрала на столичной площадке представителей сразу всех организаций – партнеров глобальной сети P4H. Среди них: Всемирная организация здравоохранения, Всемирный банк, Международная организация труда, Африканский и Азиатский банки развития, Глобальный фонд, а также институты здравоохранения Франции, Германии, Марокко, Испании, Швейцарии и США.
 
 
Казахстан, точнее РЦРЗ, вступил в эту организацию только в прошлом году, но уже претендует на звание «контактного пункта», то есть некоего хаба для регионального сотрудничества сети в Центральной Азии. С помощью таких пунктов, по словам координатора сети P4H Клода Мейера, организация намерена расширять свое присутствие во всех странах и регионах.
 
 
«У нас много партнеров, и с годами мы только разрастаемся. Сейчас на стадии рассмотрения находятся заявки от Школы общественного здравоохранения Сеула, Банка развития Совета Европы, также ведутся переговоры с Филиппинами. Казахстан – один из немногих, кто вошел в состав управляющего комитета», – отрапортовал г-н Мейер в ходе конференции.
 
 
Цели организации, по его словам, актуальны для всего мира. Это обеспечение здоровья и финансовая защита населения, а также мониторинг качества медуслуг. Одним из главных вопросов при этом является адекватное финансирование здравоохранения. В этом вопросе, по его словам, много заинтересованных сторон и людей, которые хотят этим заниматься. Но вся беда в том, что их действия не скоординированы.
 
 
«Кто-то работает над фискальным пространством, кто-то занимается распределением бюджета, и очень часто всем им не хватает сотрудничества. Наша организация создана для того, чтобы помогать решать подобные проблемы», – уточнил он.
 
 
Эксперт напомнил, что «дружественными» секторами для здравоохранения являются сектор социальной защиты и финансирования. Именно эти три организации и стали 11 лет назад основателями сети P4H: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ) и Всемирный банк. В то время, по словам координатора сети, никто не рассматривал здравоохранение с точки зрения финансирования и всеобщего охвата, говорилось лишь о борьбе с конкретными заболеваниями. Поэтому он назвал создание этой организации инновационным шагом.
 
 
«Сейчас мы рассматриваем здравоохранение совсем в другом контексте. У нас теперь общая для всех стран мира цель – устойчивое развитие. Если ранее фокус был сделан на развивающихся странах или странах с уровнем доходов ниже среднего, повестка сегодняшнего дня универсальная для всех стран – достичь более лучших результатов и всеобщего охвата населения в мире медицинским обслуживанием. Во многих странах, в том числе и в Казахстане, финансирование здравоохранения и всеобщий охват обсуждаются только с технической стороны, а должны рассматриваться в политическо-экономическом аспекте. Еще мы считаем важным говорить о роли тех людей, которые играют определенную роль в финансировании здравоохранения и во всеобщем охвате, какой вклад они вносят в изменения, мы хотим, чтобы они стали командой, которая бы доверяла друг другу и взаимодействовала», – добавил зарубежный эксперт.
 
 
Напомним, ранее в интервью abctv.kz руководитель центра экономики здравоохранения РЦРЗ Зарина Темекова отмечала, что площадка P4H призвана обеспечить международное сотрудничество в сфере финансирования здравоохранения и защиты здоровья, а также содействовать укреплению систем здравоохранения в странах-участницах.
 
 
К слову, сеть имеет свою цифровую платформу www.p4h.world, подписавшись на которую любой человек может получить доступ к обсуждению вопросов финансирования здравоохранения в разных странах мира, связаться с экспертным сообществом, где сегодня насчитывается более чем 1300 экспертов. Здесь же, как выяснилось, можно найти интересные документы по финансированию здравоохранения и поучаствовать в различных проектах.
 
 
Медицина без границ

 
Главный специалист по вопросам здравоохранения из кластера секторального консультативного отдела департамента по устойчивому развитию и изменению климата Азиатского банка развития Эдуардо Банзон, который работает не только с тихоокеанскими странами, но и с Центральной Азией, в том числе с Казахстаном, разъяснил: то, что в некоторых странах до сих пор называют всеобщим охватом, многие сегодня называют социальным медицинским страхованием. И на эти цели, по его данным, сегодня выделяется немало средств. С 2014 года финансирование здравоохранения во всем мире в реальном выражении увеличилось в два раза. Только в Республике Фиджи было выделено 2,4 млрд на субсидии для малоимущих, получивших медуслуги.
 
 
Меж тем в Казахстане, согласно данным национальных счетов здравоохранения, в совокупности со всех источников финансирования на эту отрасль расходуется значительно меньше средств (3,6% к ВВП), чем в группе стран с аналогичным уровнем социально-экономического развития (6,3% к ВВП) и в странах – членах ОЭСР (9,3% к ВВП). Тогда как для обеспечения эффективности функционирования системы здравоохранения ВОЗ рекомендует выделять как минимальную необходимую величину 6-8% ВВП при бюджетном финансировании в развитых государствах и не менее 5% от ВВП в развивающихся странах, к которым относится Казахстан.
 
 
Г-н Банзон заметил, что причиной создания фондов страхования, или так называемых единых плательщиков, во многих странах стало неэффективное использование государством средств, выделенных на здравоохранение. Он уверен, что система медстрахования даст новый стимул для развития здравоохранения: если медики будут получать соответствующую оплату, они станут принимать сто пациентов вместо двух, если будут получать надбавку за качество услуг, будут соответственно работать.
 
 
Однако при этом эксперт отметил, что инвестировать нужно не только в кадры, но и в поставщиков, чтобы улучшить их работу. Тогда как те в обязательном порядке должны использовать информационные системы, которые помогают не только усовершенствовать процесс оказания помощи, но также обеспечить прозрачность и открытость процесса финансирования.
 
 
Неформальный, точнее, «бедный» сектор в большинстве стран, по словам представителя Азиатского банка развития, обычно субсидируются из бюджета, что создает определенную нагрузку на государства и заставляет искать ответы на вопрос, как перевести их в формальный сектор. Но остаются еще страны, в которых неформальный сектор должен самостоятельно вносить за себя взносы в фонд страхования. В странах, как Индия или Индонезия, вообще проблема определить, кто бедный, а кто нет, за кого нужно субсидировать, а за кого нет. Жителям Филиппин, например, из бюджета оплачивается только гемодиализ, в остальных случаях страховка не покрывает расходы.
 
 
Эксперт предложил Казахстану подумать об охвате медуслугами рабочих-мигрантов, которые сегодня передвигаются по всему миру и в большинстве случаев никак не охвачены услугами здравоохранения. А также по включению в пакеты страхования услуги по оплате лечения за рубежом.
 
 
«Если 10 лет назад мне было сложно прилететь в Казахстан, потому что нужны были визы и самолеты летали только три раза в неделю, а сейчас уже есть разные рейсы из разных стран мира. Границы стираются, и это большая проблема для многих стран, потому что люди могут получить те услуги, которые не получили у себя в стране, за границей. Вы должны подумать над тем, чтобы всеобщий охват в рамках медстрахования был обеспечен не только внутри страны, но и вышел за пределы государства», – поделился он своим мнением.
 
 
Перед всеми странами, по словам Эдуардо Банзона, на сегодняшний день стоит вопрос, как измерять успех медстрахования. Споры на эту тему начались еще тогда, когда начали разрабатывать цели устойчивого развития.
 
 
«Хорошие цифры – это не показатель хорошей охраны здоровья. Если даже вы покажете, что у вас в фонде много человек, это не говорит о том, что ваши люди защищены от разных заболеваний, ведь от незапланированных катастрофических затрат на здравоохранение никто не застрахован. Поэтому успешность реформ в финансировании здравоохранения сложно измерить и объяснить. Непонятно, где взять информацию, чтобы обосновать эти данные. Как можно объяснить всеобщий охват, когда текущий индикатор – это индекс услуг здравоохранения, как объяснить, что в этот индекс не входят услуги психологического здоровья? Мы над этим сейчас работаем», – заверил он.
 
 
Германия – не пример

 
Список участников межстрановой конференции в Астане не ограничился только лишь партнерами сети, к «диалогу» также подключились: Великобритания, Эстония, Австралия, Польша, Сингапур, Турция, Россия, Таиланд, Китай, Шри-Ланка, Монголия, Кыргызстан, а также представители таких агентств, как GIZ (German Internayional Cooperation Agency) и TITCK (Turkish Medicines abd Medical Devices Agency).
 
 
Одной из старейших систем медстрахования в мире признана германская, заработавшая еще в 1881 году и действующая по сей день.
 
 
«За 137 лет наша система пережила несколько смен режима, диктаторство, коммунизм, две мировые войны, финансовый кризис, рецессии и высокую безработицу. Да, за это время у нас были фундаментальные изменения в демографии, но социальное медицинское страхование все еще существует. Это показывает, что правильно выстроенная система может быть гибкой и адаптивной. Я думаю, все дело в принципах солидарности и солидарной ответственности, то есть совместное признание рисков разными группами людей: молодежью и пожилыми, семьями и одиночками, здоровыми и больными. Это абсолютно другой подход, нежели в частном страховании, когда высчитывается страховая выплата при наступлении рисков. И, если вы высокоразвитое общество, вы должны это учитывать. Я думаю, что вам, как стране бывшего Советского Союза, где всеобщий охват был всегда, легче понять и принять эту концепцию», – высказал свое мнение директор программы GIZ Жан Оливье Шмидт.
 
 
Несмотря на эти принципы и «долгую жизнь» системы, эксперт заметил, что на сегодняшний день даже в Германии нет стопроцентного охвата населения страхованием, потому как, помимо коренного населения, в качестве получателей услуг рассматриваются еще мигранты и беженцы.
 
 
Причиной «неэффективной» работы фонда в большинстве стран, по его мнению, являются не плохая медицина или нехватка высококвалифицированных кадров, а неправильные люди в управлении фондом. В Германии этот процесс выстраивался годами, и на сегодняшний день уже разработаны трехлетние программы, дающие профессию «клерка по социальному страхованию». Больше 85% нынешнего персонала фонда страхования в Германии, по словам Жана Оливье Шмидта, прошли обучение именно по этой программе.
 
 
«Они рассчитывают все страховые премии, учитывают все требования и консультируют работодателей по законодательству, они взаимодействуют с потребителями, то есть с клиентами. Это их основная функция. Однако в фонде не ограничиваются только юристами, там есть и врачи с медицинским образованием, чтобы оценивать поступающие требования и, конечно, осуществлять контроль с помощью информационных технологий», – разъяснил он.
 
 
И если системой медстрахования Германия может гордиться, то с цифровым здравоохранением все плохо. По словам профессора Мангеймского института общественного здравоохранения и Гейдельбергского университета в Германии Конрада Оберманна, все попытки Германии перейти к информационным технологиям остаются безуспешными.
 
 
«Исландия и Южная Корея показывают хорошие примеры, но, к сожалению, не Германия. Целая плеяда врачей сопротивляется этому, потому что понимает, что это ведет к увеличению прозрачности, чего они не хотят. Поэтому на протяжении 10 лет большого прогресса в электронном здравоохранении у нас нет. И если смотреть на прогресс технологий, пожалуйста, не смотрите на пример Германии», – посоветовал эксперт.
 
 
Кроме того, по его мнению, всеобщий охват населения медуслугами является недостижимой целью. Обеспечение ста процентов качественной помощи и финансовой защиты, по словам г-на Оберманна, это постоянная политическая борьба, нежели сиюминутная техническая задача или цели.
 
 
«Недостаточно просто рассмотреть какие-то специфические вопросы медицинского характера здравоохранения, их нужно еще дополнять сильными программами общественного здравоохранения, для того чтобы достичь значительного улучшения здоровья населения», – дополнил он.
 
 
Конрад Оберманн также отметил, что слепое копирование опыта других стран не приведет к успеху, наоборот, может привести к колоссальным и совсем не нужным расходам. По его мнению, в этом вопросе важен поиск национального пути – казахстанского.

 

Источник

Поиск