25 октября 2017 года в Астане Страновым офисом Всемирной Организации Здравоохранения в Казахстане проведен круглый стол по проекту «Школы, способствующие укреплению здоровья в Казахстане».
В круглом столе приняли участие ключевые стороны, которые могут обеспечить дальнейшее распространение проекта здоровых школ по всей стране:
- представители государственных органов (Министерства здравоохранения РК, Министерства образования и науки РК, Министерства финансов РК);
- профессиональный сектор (Республиканский центр развития здравоохранения, Национальный центр формирования здорового образа жизни, Национальные координаторы SHE в Назарбаев интеллектуальных школах, казахстанского отраслевого профсоюза работников образования);
- международные организации (ВОЗ, ЮНФПА, ЮНИСЕФ);
- представители регионов Казахстана, участвующих в пилотном проекте ВОЗ (Центр молодежного здоровья Кызылординской области, Центр здорового образа жизни Мангыстауской области, директоры школ, участвующих в проектах).
На круглом столе были представлены результаты национального исследования Европейской Инициативы ВОЗ по эпидемиологическому надзору за детским ожирением (сокращенно «COSI»), а также результаты и рекомендации по дальнейшей реализации пилотного проекта ВОЗ «Школы, способствующие укреплению здоровья в Казахстане».
Для обзора проблемы детского ожирения Национальным центром проблем формирования ЗОЖ в 2015-2016 учебном году был проведен первый мониторинг избыточного веса и ожирения, поведенческих факторов образа жизни среди детей начальных классов (8-10 лет). Данное исследование было проведено на основе протокола COSI. Были проанализированы ключевые индикаторы, которые позволяют оценить распространенность ожирения на республиканском и региональном уровне. В исследовании приняло участие более 5500 детей, около 5000 семей, 142 школы. Распространенность избыточной массы тела составляет 13,1%, ожирение – 6%.
Таким образом, к сожалению, по полученным в РК данным, в Казахстане каждый пятый ребенок в возрасте 8-10 лет имеет избыточную массу тела или ожирение.
Участники круглого стола обсудили вопросы внедрения инноваций в школьной медицине Казахстана. Гуф Бауэрс, эксперт ВОЗ, консультант Сети Школ Здоровья в Европе (сокращенно «SHE») представил практическое руководство для школ-участниц проекта на русском языке. Также были выработаны совместные рекомендации по разработке национальной стратегии и усилению мер в Казахстане по укреплению программы школьного здоровья.
В Казахстане пилотный проект ВОЗ внедрен в четырех регионах – Мангистауской, Кызылординской областях и городах Алматы и Астана. Представители казахстанских общеобразовательных школ рассказали о достижении ключевых индикаторов данного проекта непосредственно в школах.
Екатерина Анисимова, директор школы № 116 г. Алматы:
«Я представляю одну из пилотных школ г. Алматы. Знакомство с Протоколом по проблемам воды и здоровья как главным инструментом общеевропейской политики в области WASH послужил для нас внести изменения в один из нормативных документов школы, а именно «Программу укрепления здоровья школьников на 2016-2021гг.» в условиях учебно-воспитательного процесса учебного заведения.
Мы откорректировали много вопросов, убедились, что комплексный подход, при котором поощряется здоровый образ жизни, способствует укреплению здоровья, повышению уровня здоровья и благополучия всех учащихся, учителей, родителей.
Мы повысили качество питания школьников, доступность правильного питания, обеспечили безопасное и сбалансированное меню, организовали систему просветительской и методической работы с педагогами и родителями, что не только укрепляет здоровье школьников, но и повысило успеваемость школьников».
Ербол Аренов, учитель школы-гимназии № 10 г. Астаны:
«Наша школа с февраля 2017 года в пилотном проекте по Казахстану. Мы – школа, способствующая укреплению здоровья школьников. За это время в школе была проделана огромная работа. Мы получили инструкции экспертов ВОЗ, на основании которых мы разработали план действий, проводили оценку и мониторинг ситуации в школе.
С внедрением проекта в нашей школе произошли колоссальные изменения. К примеру, были установлены питьевые фонтанчики, оборудована лечебно-физическая комната для учащихся, установлены тактильные указатели и оборудована специальная туалетная комната в рамках программы инклюзивного образования для детей с ограниченными физическими возможностями. Приобретена спортивная форма, спортивный инвентарь, что способствовало росту числа учащихся, занимающихся спортом. Приобретена методическая литература, открыты новые кружки, азбука здоровья для 1-4 классов. Ученики старших классов не только занимаются спортом с малышами, но и проводятся с ними различные тренинги, прививающие культура здорового образа, правильного питания и других аспектов».
Министерством здравоохранения с 2017 года внедряется национальный проект по развитию Службы общественного здравоохранения, в рамках которого предусмотрено улучшение школьной медицины и тиражирование успешного опыта пилотных школ во все школы Казахстана согласно методике ВОЗ.
Практическое руководство для школ-участниц, представленное экспертами ВОЗ для Казахстана в скором времени будет переведено на государственный язык и распространено всем желающим на интернет-ресурсе РЦРЗ.
Для увеличения числа Школ, способствующие укреплению здоровья в Казахстане» планируется создание казахстанского сайта по аналогии с сайтом Сети Школ Здоровья в Европе: http://www.schools-for-health.eu/she-network
Внедрение проекта ВОЗ «Школы, способствующие укреплению здоровья в Казахстане» дает возможность создать условия, в которых можно поддерживать и укреплять здоровье детей и подростков.