РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» провел оценку технологии здравоохранения «Реконструктивные операции при врожденных атрезиях наружного слухового прохода и микротии».
У пациентов с врожденной слуховой атрезией и с анатомическими дефектами строения уха имплантация слухового аппарата костной проводимости зачастую единственный надежный и относительно безопасный вариант лечения. Оценка результатов атрезиапластики сразу после операции и в отдаленном периоде после вмешательства показала ухудшение показателей слуха, при этом показатель снижения слуха варьируется от 84% до 61%.
На сегодняшний день, убедительную доказательную базу эффективности и безопасности имеют 4-х и 2-х этапные реконструктивные операции и операции по восстановлению слуха при микротии. При этом комбинированные двухэтапные хирургические методы по реконструкции ушной раковины и имплантации аппаратов костной проводимости считаются безопасными и эффективными в том числе и для двусторонней микротии.
Современная отохирургия разрабатывает и внедряет одноэтапные реконструктивные операции при атрезии и микротии, которые пока не получили широкого распространения ввиду технической сложности, длительности оперативного вмешательства, отсутствия доказательной базы клинической эффективности и безопасности, и что очень важно, оценки отдаленных результатов, для которых требуются определенные временные рамки.
С полной версией отчета оценки технологии «Реконструктивные операции при врожденных атрезиях наружного слухового прохода и микротии» можно ознакомиться на официальном сайте Республиканского центра развития здравоохранения по ссылке.
Справочная информация:
Атрезия слухового прохода – отсутствие наружного слухового прохода. Это врожденный дефект и часто сопровождается аномалиями, как среднего уха, так и наружного уха – микротии. Существует несколько вариантов врождённой аномалии развития слухового аппарата. Самый перспективный вариант атрезии слухового прохода в плане эффективности лечения, когда у ребенка имеется сформированная барабанная полость, имеются слуховые косточки и живой слуховой нерв, но полностью закрыт слуховой проход и отсутствует или неправильно сформирована ушная раковина. Атрезии и микротии зачастую сочетаются с нарушениями слуха, как минимум — с кондуктивной (проводниковой) тугоухостью, вследствие отсутствия барабанной перепонки, и не редко — и структур среднего уха. Еще более сложный вариант, это сочетание с нейросенсорной потерей слуха — нарушением работы самого слухового нерва.
Объем хирургического вмешательства и сложность зависят от варианта патологии, начиная от каналопластики, с целью восстановления проводимости механической звуковой энергии в случае отсутствия наружного слухового прохода, до восстановления барабанной перепонки, цепочки слуховых косточек, кохлеарной имплантации, и в случае наличия микротии, требуется реконструкция уха, искусственным протезом, трупным протезом или аутологичная реконструкция из реберного хряща. В самых сложных вариантах сочетания атрезии канала и микротии с другими указанными врожденными дефектами внутреннего слухового аппарата ребенка технология вмешательства требует соблюдения этапности.
В результате, при атрезиапластике (восстановлении слухового прохода), по данным международных исследований приблизительно от 60% до 70% пациентов получают положительный исход лечения, при этом в отсроченные периоды могут наблюдаться ухудшения показателей слуха и потребоваться повторное хирургическое вмешательство по реканализации или имплантации слухового аппарата.